Четверг, 16 ноября 2017   Подписка на обновления  Письмо редактору
20:59, 19 мая 2016

Приватизация муниципального жилья


Собственное жилье предоставляет его владельцам не только личное пространство, но и немалый список юридических прав, включая его продажу, дарение или завещание. Всех этих возможностей нет у жильцов домов и квартир, принадлежащих им по договору социального найма. Законом, принятым еще в 1991 году, предусмотрена бесплатная приватизация муниципального жилья. Но многие пользователи даже не представляют, куда им обращаться с подобным вопросом, какие документы подбирать и что делать дальше.

Приватизация жилья: общая характеристика

Приватизация жилья охватывает правовой, экономический и социальный аспекты отношений между государством и его гражданами.

Основным законодательным актом, регулирующим процесс безвозмездного распределения государственного жилого фонда, является закон о приватизации, изданный в 1991 году.

Понятие приватизации

privatizaciya-zhilyaПриватизация представляет собой социально-правовой процесс отчуждения определенных помещений, находящихся в государственном или муниципальном ведении, в пользу физических или юридических лиц. По результатам операции последние становятся полноправными собственниками полученных площадей.

Процесс передачи муниципальных жилых помещений в собственность физических лиц проводится в отношении следующих разновидностей площадей:

  1. Капитальные жилые дома и их части.
  2. Квартиры и их части.
  3. Комнаты.
Участвовать в приватизации квартиры, дома или комнаты можно только один раз.

Кто имеет право?

На приватизацию имеют права лица, имеющие действующий договор социального найма на жилую площадь, а также прописанные на этой территории, включая несовершеннолетних детей. Первоочередным правом обладают следующие категории граждан:

  • многодетные семьи;
  • близкие родственники военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • инвалиды;
  • семьи, в которых воспитываются дети с различными отклонениями в развитии.

Уточнить подробности того, какие группы граждан имеют право приватизации, можно посредством онлайн-консультации, бесплатно предоставляемой нашими юристами.

В каких случаях запрещена?

В гражданском законодательстве РФ уточнены несколько разновидностей государственных жилых помещений, которые запрещено передавать в собственность гражданам:

  1. Жилые территории, расположенные в домах закрытой формы.
  2. Комнаты в общежитиях.
  3. Жилые площади, состояние которых можно признать аварийным.
  4. Помещения, имеющие статус служебных.

Сроки

На сегодняшний день установлено, что около 30% жилищного фонда страны, которое возможно передать в собственность граждан, осталось неприватизированным. По этой причине было принято решение продлить сроки бесплатной приватизации жилья.

На государственном уровне окончательной датой завершения бесплатной приватизации жилья установлено 1 марта 2017 года.

Плюсы и минусы

privatizaciya-municipalnogo-zhilyaПоследствиями приватизации жилья становятся следующие преимущества:

  • Жилплощадь становится полной собственностью жильцов. У них появляется бесспорное право продавать ее, а также дарить, обменивать или сдавать в аренду.
  • Приватизированные квадратные метры владелец вправе передать по наследству.
  • Ни один орган или иные лица не вправе выселить владельца приватизированного жилья, не предоставив ему аналогичную жилплощадь или полную компенсацию его стоимости.
  • Собственник получает право прописки и снятия с регистрации других жильцов со своей жилплощади.
  • После приватизации владелец получает законную возможность проводить различные технические перепланировки.
  • Только жилье, находящееся в собственности, может стать залоговым объектом при ипотечном кредитовании.

Наряду с большим количеством положительных сторон приватизации, можно выделить и ряд ее минусов:

  1. приватизация делает собственника плательщиком ежегодного налога на имущество;
  2. при отсутствии завещания на приватизированную жилплощадь вправе претендовать любые наследники, оговоренные законом;
  3. из приватизации вытекает увеличение коммунальных платежей, так как новой обязанностью собственника становится уплата дополнительных взносов на содержание и постоянный ремонт конструкций дома.
Рекомендуется не приватизировать жилье, если оно расположено в доме, находящемся в аварийном состоянии.

При последующем расселении владельцу приватизированного жилья предоставят только равноценную жилплощадь, а вот жильцам, пользующимися жилой площадью по праву социального найма, согласно санитарным нормам выделят на каждого человека по 18 кв. м.

Узнать, подходит ли жилая площадь под условия приватизации и стоит ли ее приватизировать, можно с помощью онлайн-консультации у наших юристов.

Порядок оформления жилья в собственность

Чтобы начать приватизацию жилого помещения, гражданам необходимо учесть два важных условия:

  • для начала приватизации обязательно наличие действующего договора социального найма;
  • потребуется обеспечение согласия всех проживающих приватизировать конкретную жилплощадь.

Процесс приватизации сложный и длительный, а потому требует значительных временных и физических затрат. kak-privatizirovat-zhilyeОсновные этапы, которые необходимо пройти при принятии решения приватизировать жилплощадь, арендуемую у государства:

  1. Обратиться в соответствующие органы власти, где уточнить перечень документации, необходимой для сдачи.
  2. Подать заявку на оформление экспликации в БТИ.
  3. Оплатить госпошлину и услуги по составлению документации.
  4. Сдать собранные документы на проверку, выждать установленное время сверки бумаг и отправки их на государственную регистрацию.
  5. При обнаружении ошибок или недочетов исправить их в скорейшие сроки.
  6. Получить под расписку договор о приватизации.
  7. Зарегистрировать договор в уполномоченном органе, после чего получить на руки правоустанавливающий документ.

Куда обращаться?

В зависимости от конкретного жилья списки документов, необходимых для приватизации, могут быть различны. За уточнением следует обращаться в уполномоченные органы, в хозяйственном ведении которых находится данная жилплощадь. Это могут быть:

  • федеральные органы власти;
  • муниципалитет;
  • унитарные предприятия муниципального и государственного значения;
  • иные казенные учреждения, у которых жилые площади находятся в оперативном управлении.

Необходимые документы

В первую очередь для безвозмездного оформления муниципального жилья в личную собственность необходимо написать заявление, составленное по типовому образцу.

Скачать образец заявления на приватизацию

Скачать образец заявления на приватизацию

Помимо заявления, для проведения приватизации понадобится собрать документы по следующему перечню:

  1. бланк действующего договора социального найма;
  2. оформленная по установленному образцу выписка из домовой книги со списком всех жильцов, прописанных на приватизируемой жилплощади;
  3. выписка с лицевого счета;
  4. документы, отражающие личные и регистрационные данные всех членов, участвующих в процедуре, включая детские свидетельства о рождении;
  5. справка по форме № 2, подтверждающая факт отсутствия участия в других приватизационных процессах;
  6. техпаспорт на жилое помещение;
  7. письменный отказ жильцов, не желающих участвовать в процедуре, заверенный у нотариуса;
  8. справка по форме № 3, фиксирующая факт отсутствия у заявителей какого-либо жилья в собственности.

В зависимости от особенностей проведения процесса приватизации для конкретных лиц могут потребоваться и другие паспорта и справки. Их список уточнят при первой консультации в уполномоченных органах власти.

Сопутствующие расходы

kak-privatizirovat-municipalnoe-zhilyeРоссийское законодательство определяет приватизацию как бесплатную операцию переоформления собственников государственных жилых помещений. Потому сам заявительный процесс не требует финансовых затрат. Тем не менее при оформлении своего права придется оплатить услуги по оформлению необходимых технических и информационных документов. Узнать стоимость оформления справок и некоторых документов, а также размер госпошлины за регистрацию права собственности вы можете на онлайн-консультации у наших юристов.

В среднем в 2016 году расходы, связанные с приватизацией жилых помещений, составят:

  • При самостоятельном оформлении 8–10 тыс. рублей. В эту сумму входит оплата услуг нотариуса, а также оформление кадастровой и иной технической документации.
  • Государственная пошлина за регистрацию права на недвижимое имущество, к которой приравнивается приватизация – 2 тыс. рублей.
  • Государственная пошлина за подачу искового заявления при возникновении каких-либо спорных ситуаций во время приватизации – 300 рублей.
  • При обращении к посредничеству для проведения приватизационного процесса расходы увеличатся на 10–20 тыс. рублей в зависимости от сложности конкретного дела.

При соблюдении всех законных условий процесс приватизации в среднем займет три календарных месяца. За первые два месяца проводится сбор документации и проверка ее уполномоченными органами. В течение же третьего месяца осуществляется сама процедура регистрации права собственности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 LawEstate.ru
Все права защищены