Приватизация жилья — тема крайне актуальная сегодня. Она коснулась каждую семью, в связи с чем у многих граждан возникли вопросы касательно юридических и технических моментов оформления квартир и домов. Самый, пожалуй, сложный вопрос касается возможности оформления кооперативной квартиры. Разберемся, как это происходит на практике.
Оформление кооперативной квартиры в собственность
Разберемся с тем, что же такое корпоративная квартира. Некоторое время назад были созданы жилищно-строительные кооперативы. Вступая в них, граждане становились обладателями квартир и долгое время выплачивали за них так называемые паи.
Квартира считалась отданной собственнику только после выплаты всей суммы. Оформление бумаг о праве собственности не было значимым. Как быть сейчас, когда этот вопрос встал остро? Без оформленных документов такую квартиру нельзя ни продать, ни обменять.
Фактически приватизировать кооперативное жилье невозможно, ведь оно не принадлежит государству, однако, оформить за собой право собственности на законных основаниях вполне реально. Для этого необходимо выполнение некоторых условий:
- потенциальный собственник должен быть членом кооператива;
- взносы за жилье должны быть выплачены в полном размере.
При оформлении важно, в какой срок были выплачены взносы за квартиру.
- До 1997 года. В этом случае оформление не займет много времени. По сути оно сводится к регистрации справки о выплате пая в БТИ.
- После 1997 года. Оформление в этом случае несколько усложнится: будет собран пакет документов, и времени будет затрачено чуть больше. Обратиться придется с заявлением в Росреестр. Ниже описан пакет необходимых документов. После рассмотрения вопроса члену кооператива будет выдано свидетельство собственника.
Что касается списка документов, то он достаточно большой:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (плюс копию);
- оригинал и копию ИНН;
- технический паспорт на квартиру (если его нет, то оформляется он в БТИ);
- справка о стоимости жилья;
- ордер на вселение;
- справка о выплате взносов за жилье из кооператива;
- список граждан, участвующих в кооперативе жильцов;
- выписка из протокола заседания членов кооператива о принятии заявителя в его ряды;
- выписка из протокола об избрании главы ЖСК;
- квитанция об уплате госпошлины;
- заявление нужной формы.
Срок действия справок составляет не более месяца. Если у вас возникнет вопрос касательно оформления в собственность жилья, вы можете задать его нашим юристам в режиме онлайн. Спустя несколько дней в Росреестре гражданин получит основной документ на квартиру — свидетельство собственника.
Продажа кооперативной квартиры
Продать кооперативное жилье без оформления его в собственность невозможно. При возникновении решения о продаже необходимо, чтобы были выполнены условия:
- взносы по договору должны быть полностью погашены;
- на руках у гражданина должна быть справка об их погашении, заверенная в БТИ либо свидетельство собственника.
Необходимые документы
Список документов для осуществления сделки таков:
- договор купли-продажи;
- заявление, оформленное в Росреестре;
- правоустанавливающие документы на квартиру;
- паспорта.
Дата регистрации договора будет считаться датой перехода прав собственности от одного гражданина к другому.
Особенности купли-продажи кооперативного жилья
На практике купить или продать можно:
- муниципальное жилье;
- индивидуальное жилье;
- кооперативное жилье.
Последняя форма собственности имеет ряд особенностей. По сути, продать или купить квартиру, не оформленную в собственность, нельзя, поэтому предварительно придется закрепить за собой право владения.
При оформлении квартиры, приобретенной в кооперативе, не придется простаивать длинные очереди, в ее оформлении нет ничего сложного. Именно поэтому владельцам таких жилых помещений не стоит откладывать в долгий ящик регистрацию прав.