Много вопросов возникает во время переезда не только о том, как собрать все вещи и осуществить их транспортировку, но и об осуществлении прописки, регистрации, месте пребывания. Данная статья – это подробное пошаговое руководство с пояснениями о том, как вести себя в данной ситуации.
Историческая справка
Термин «прописка» и его значение в законодательстве были упразднены в начале 90-х годов, сегодня он существует только в простонародье.
Прописка – это отметка в виде штампа в паспорте, прикрепляющая человека к месту его проживания. Она является общеобязательным документом, с наличием которого можно устроиться на работу, поступить в учебное заведение, зарегистрировать брачный союз, воспользоваться услугами лечебного заведения.
Ее отмена вернула людям право на беспрепятственное перемещение. На ее смену пришел регистрационный учет, который включает в себя два термина:
- регистрация по месту жительства;
- регистрация по месту пребывания.
Регистрация: понятие и законодательная база
Регистрационный учёт представляет собой процесс по закреплению и синтезированию информации о месте жительства, пребывания, передвижениях.
К основным принципам регистрации относят следующее:
- Каждый должен быть зарегистрирован постоянно и/или на временной основе, если он легально находится в городе и живет в квартире или другом жилом помещении.
- Зарегистрироваться можно в доме или помещении, приспособленном для круглогодичного проживания на постоянной основе, т. е. оно должно соответствовать жилищным нормам.
- Регистрация возможна в учреждении или организации, предоставляющей постоянное или временное жилье.
- Проживание без регистрации по конкретному адресу продолжительностью более 3-х месяцев подряд является административным правонарушением. Ответственность накладывается не только на незарегистрированного жильца, но и на владельца данного помещения.
- Длительное отсутствие регистрации не является преступлением и вполне легально, т. к. скитальчество не наказуемо законом.
Если у вас возникли вопросы, связанные с основными принципами регистрации, можете воспользоваться онлайн-консультацией наших юристов.
Постоянная регистрация
Регистрация по месту жительства — это печать в соответствующем документе, уведомляющая госслужбы и иные органы о постоянном месте жительства человека. По сути это та же прописка, только без ограничения в правах. Получить ее можно абсолютно бесплатно.
Постоянная регистрация включает в себя следующие возможности:
- проживание в помещении, использование его по назначению;
- необходимость оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- возможность регистрации всех членов семьи;
- возможность произведения приватизации городского жилья.
Регистрация на постоянной основе происходит всегда по одному принципу с небольшими нюансами в зависимости от типа жилья, наличия собственника и места проведения данной процедуры.
По типу жилья различают:
- Собственную недвижимость (купленную, полученную в наследство, полученную в подарок, приватизированную).
- Недвижимость, принадлежащую другому владельцу.
По присутствию собственника различают:
- с участием владельца квартиры;
- с отсутствием собственника.
По месту проведения регистрации:
- В отделении паспортного стола.
- В многофункциональном центре.
- В отделении УФМС.
- С помощью интернет-портала государственных услуг.
Если Вам потребуется помощь в определении типа жилья, а также месте регистрации, воспользуйтесь онлайн-консультацией наших профессиональных юристов, они Вам помогут.
Как получить?
Получение регистрация по месту жительства в квартире, владельцем которой являетесь Вы, включает в себя следующие шаги:
- Получение выписки со старого места жительства. Если процесс осуществляется в одном городе, то после оформления постоянной регистрации вас выпишут с предыдущей квартиры автоматически.
- Посещение паспортного стола, ближайшего МФЦ или отделения УФМС с целью написания типового заявления.
- Предоставление следующих документов и их копий:
- паспорта;
- свидетельства о собственности имущества;
- основания, подтверждающего право на собственность: договор дарения, акт купли-продажи или завещание;
- листок убытия – свидетельство выписки с прошлого места постоянного проживания.
- Получение паспорта с печатью о постоянной регистрации в назначенный сотрудником день. На это уходят примерно сутки.
Если Вас не выписали автоматически, то нужно:
- Заполнить соответствующее заявление в паспортном столе, МФЦ или отделении УФМС.
- Предъявить паспорт, свидетельство о праве собственности жилья, куда Вы хотите прописаться, домовую книгу (если это частный дом).
- Ожидать от 14 до 30 дней.
- По истечении обозначенного времени можно забрать паспорт, где будут проставлены отметки о выписке и новой прописке.
Временная регистрация
Временная регистрация – это соответствующий документ-вкладыш уведомительного характер, прикрепляющий человека к его временному месту пребывания на определенный промежуток времени.
Благодаря временной регистрации можно законно находиться в городе и иметь возможность:
- устройства на работу;
- оформления государственного полиса медицинского страхования;
- поступления ребенка в дошкольное или школьное учебное заведение в любом районе, прикрепление его к поликлинике;
- получения кредита или открытия счета в банке;
- получения визы для выезда за границу;
- постановки на временную регистрацию автомобиля.
Как оформить?
Регистрация по месту пребывания может быть оформлена в муниципальном или приватизированном жилье, в санаториях и отелях. Максимальная длительность такой регистрации составляет 5 лет, по истечению данного срока она автоматически становится недействительной.
Уполномоченному лицу необходимо предоставить:
- паспорт и/или свидетельство о рождении для детей до 14 лет;
- путевку;
- санаторно-курортную карту;
- удостоверение командировки;
В миграционную службу для регистрации в квартире нужно собрать следующий пакет документов:
- Заявление на временную регистрацию, для детей до 14 лет его заполняют родители или опекуны.
- Заявления от собственников квартиры или жильцов муниципального жилья с их официальным согласием.
- Документ, удостоверяющий личность регистрирующегося:
- паспорт;
- свидетельство о рождении (детей до 14);
- загранпаспорт для иностранцев.
- Паспорта владельцев или жильцов муниципального жилья.
- Документы от собственников приватизированной квартиры или жильцов муниципальной.
- Договор социального найма жилья.
- Свидетельство о праве собственности и его основания.
В назначенный день необходимо явиться в миграционную службу и забрать вкладыш-регистрацию.
Что грозит за нарушение сроков регистрации?
Постоянную регистрацию необходимо оформить в течение недели по приезду на постоянное место жительства. Временная регистрация должна быть оформлена, если человек находится вне дома более 90 дней.
При отсутствии или запоздалой регистрации наступает административная ответственность, на гражданина налагается штраф в размере 1500-2500 рублей.
Собственники или арендаторы недвижимости, позволившие проживать в их квартире гражданину без регистрации, также обязаны выплатить штраф в размере 2000-2500 рублей.
Постоянная и временная регистрация одновременно: возможно ли это?
Одновременно иметь две и более прописки нельзя. Штамп в паспорте о постоянной регистрации, прикрепляющий вас к месту жительства, ставится только один.
Но постоянная и временная регистрации возможны одновременно. По прибытию на временное место проживания сроком более чем на 90 дней нужно оформить такую регистрацию не позднее указанного ранее срока.
Регистрационный учет был основан для формирования соответствующих условий для осуществления людьми своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед государством и социумом.
Необходимо тщательно следить за соблюдением действующего законодательства и не нарушать его, ведь органами регистрационного учета во всех населенных пунктах, являются территориальные органы МВД России.