Любой владелец земельного участка вправе продать его. Причин для этого может быть достаточно. Главное, желание собственника, его добрая воля и осознание последствий такого вида реализации имущества.
Какие документы понадобятся?
Желающему продать собственный участок земли стоит подготовить такие документы для сделки:
- основание возникновения права на землю (например, договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследство);
- кадастровый паспорт;
- выписку из Реестра прав на недвижимость (оформляется в Росреестре).
Отсутствие одного из указанных документов является препятствием для заключения сделки. К ее осуществлению допускаются только оригинальные, а не копии, даже нотариально заверенные.
Договор купли-продажи
Покупка или продажа участка оформляется соответствующим договором. Его заключение регулируется ГК РФ. Законом установлено, что составляется всего один документ в письменном виде.
Его специальное удостоверение (у нотариуса, например) не требуется. Такая процедура может быть проведена только по совместному решению участников сделки.
Исключение, когда нотариальное заверение обязательно, составляют следующие ситуации:
- совладельцем участка является ребенок (ч. 2 ст. 30 ФЗ № 122 от 21.07.1997 г.), тогда требуется оформить разрешение на продажу у органов опеки и попечительства.
- участок является объектом долевой собственности (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 122 от 21.07.1997 г.).
Только после их отказа или молчания в течение месяца можно обращаться к нотариусу за оформлением. Документ должен быть составлен исключительно в письменном виде. Устная договоренность не влечет никаких правовых последствий.
Требования к содержанию
Ст. 554-555 ГК РФ указывают, что в договоре на продажу земельного участка обязательно должны найти свое отражение такие пункты:
- О предмете. Требуется прописать характеристики участка, которые позволяют его идентифицировать среди других объектов: адрес нахождения, площадь, номер в кадастровом реестре, категорию, дату регистрации права собственности в Росреестре.
- О стоимости. Она определяется в точных цифрах или прописывается порядок ее формирования (например, формула).
Образец
Установленного бланка договора купли-продажи земельного участка не существует. По общему правилу сделка оформляется в свободной письменной форме.
Скачать образец договора купли-продажи земельного участка
Если у сторон самостоятельное составление договора вызывает затруднение, то скачать его можно в интернете или доверить его составление риелтору или нотариусу.
Образец договора предусматривает, сведения:
- об участниках сделки (ФИО граждан/наименование фирмы, адрес проживания/нахождения, паспортные данные, а для компаний – ИНН, ОГРН, расчетный счет, ФИО руководителя);
- о характеристиках земельного объекта;
- о стоимости;
- о правах и обязанностях участников;
- о наличии обременений (например, если земля в залоге или сдана в аренду);
- о порядке передачи участка новому владельцу.
Найденный образец договора необходимо проверить на соответствие нормам российского законодательства. Для этого можно обратиться к профессиональному юристу.
Регистрация купли-продажи
Законодательство РФ не обязывает регистрировать договор купли-продажи земли. Необходимо установить сам факт перехода объекта от одного собственника к другому.
Регистрационная процедура проводится органом Росреестра (или регистрационной палатой).
Сотруднику Росреестра необходимо передать следующие документы:
- заявление;
- сам договор в трех экземплярах (каждому участнику и Росреестру), если нет необходимости в большем их количестве (например, при оформлении ипотеки на участок);
- паспорта представителей сторон;
- нотариальное согласие супруга продавца на продажу, если земля в совместной собственности супругов;
- кадастровый паспорт;
- основания возникновения собственности у продавца (например, договор дарения, покупки, решение о приватизации);
- акт приема-передачи.
Обращение в Росреестр осуществляется по предварительной записи. Присутствуют при подаче заявления обе стороны или их представители по доверенности.
Обратите внимания, что действия эти требуют оплаты госпошлины. Ее размер определяется нормами НК РФ и зависит от характера земельного участка: кто покупает (организация или гражданин), цель использования (например, для строительства жилья, сельского хозяйства).
Предоставлять квиток о ее оплате необязательно, Росреестр самостоятельно запросит сведения. О том, что сотрудник принял документы, сторонам выдается расписка. Регистрационные действия осуществляются в течение десяти дней.
Нюансы, о которых следует знать
Решив продать или купить участок земли, стоит помнить о некоторых моментах:
- Приобрести или реализовать можно только оформленный участок, который внесен в кадастровый реестр. Так, обладателям паевых участков стоит сначала озадачиться вопросом его выдела.
- Если земля находится в собственности меньше трех лет, то при его реализации придется уплатить НДФЛ.
- Продав участок до трех лет владения можно оформить налоговый вычет (не более одного миллиона рублей).
- Запрещено включать в договор условия о возможности в любой момент выкупить участок обратно, ограничения прав нового хозяина, если они не установлены законом, отказ продавца от ответственности, если участок под обременением (о чем продавец не сообщил).
- Игнорирование требований о письменной форме, нотариальном удостоверении в случае необходимости, регистрации смены хозяина влечет признание сделки недействительной и несостоявшейся. Это значит, что правовые последствия ее оформления не наступают (например, обязательства по налогам остаются за прежним владельцем).
Процедура купли-продажи земельного участка не представляет сложности. Если во время сделки возникают непредвиденные ситуации, то их можно попробовать разрешить с помощью специалиста. Участники сделки, считающие, что их права нарушены, в любом случае могут защищать свои интересы в суде.